понедельник, 13 апреля 2015 г.

Без труда не ... и рыбку из пруда

        Пословицы и поговорки являются одним из средств образной и выразительной речи. В них очень часто используются глаголы во 2-ом лице единственного числа.

     С этих слов начинается страница учебника, посвящённая проекту "Пословицы и поговорки". Авторами учебника предложены три упражнения: первое по разъяснению смысла пословиц и поговорок, второе на анализ и соответствие заголовка и содержания рассказа. Третье упражнение предполагает работу со сборником пословиц и поговорок, выборке из него 10 пословиц и поговорок, содержащих глаголы 2-ого лица единственного числа и выделению у них окончаний. В качестве проектного продукта авторы предлагают написать рассказ по одной из пословиц, её проиллюстрировать и представить классу.
            Мы пошли другим путём.
 Накануне урока в качестве домашнего задания детям было предложено найти, используя различные источники информации, интересные (редкие) пословицы и поговорки с глаголами во 2-ом лице ед. числе, при написании обратить внимание на правописание окончаний.
На уроке, посвящённом работе над проектом, зачитали самые интересные пословицы, поработали над разъяснением их смысла, обратили внимание на разнообразие использованных глаголов и единообразие в написании окончаний. 
Затем ребятам были заданы вопросы: 
"Как пословицы и поговорки могут помочь запомнить правописание глаголов 2-ого лица ед. числа?"
"Какое задание для этого вы бы могли предложить сверстникам?"
"Каким образом можно охватить как можно большее количество ребят?"
"Как бы вы его создали? Как представили?"
        В результате бурной пяти минутной дискуссии родилось предложение использовать сеть Интернет, в качестве сервиса LearningApps с его разнообразием заданий. 
        С данным сервисом ребята знакомы хорошо, многие упражнения создавали сами, поэтому на выбор типа упражнения у нас ушло около 4-х минут. Работа закипела.
К счастью, скорость интернета позволила работать на всех классмейтах одновременно, что в последнее время для нас было большой редкостью. Работая в парах, ребята поочерёдно вписывали в формы содержание каждого задания, продумывали как словесно указать на правильность или ошибочность выполнения задания, как подвести итог. А ведь кроме этого нужно было самим грамотно печатать текст. Во время работы ребята обращались ко мне за помощью как лично, так и через чат. По окончании каждая пара в предварительном просмотре сама выполняла созданное задание, проверяли ошибки и проводили корректировку.  Конечно, всем хотелось продемонстрировать результат своей работы, дать другим выполнить задание, а звонок с урока диктовал другое. Единогласно было принято решение потратить часть урока литературного чтения, сами ребята аргументировали так "Ведь пословицы и поговорки это устное народное творчество, а это напрямую касается литературного чтения!"
Итак, уже на уроке литературного чтения, ребятами были представлены 6 продуктов - четыре игры "Кто хочет стать миллионером", одна игра "Найди пару" и одна "Викторина с выбором правильного ответа". Все созданные игры были размещены мной в разделе сервиса "Мой класс" и опубликованы для использования пользователями сервиса.
На этапе рефлексии мы вернулись к поставленным в начале работы вопросам, обсудили, как данная работа повлияла на правописание глаголов с предложенной орфограммой, какие трудности возникали в ходе работы. 
      А самым, на мой взгляд, критичным был, сделанный ребятами, вывод: "Побольше бы таких заданий в учебнике, а не этой скукоты!" Возможно, авторам учебников, методистов стоит задуматься над этими словами...

       Представляю вашему вниманию наши итоговые продукты, которые, мы надеемся, войдут в вашу копилку и будут активно использованы вами в обучении. Все игры имеют одинаковое название "Глаголы в пословицах и поговорках"

Игра "Кто хочет стать миллионером"
Игра 1, Игра 2, Игра 3, Игра 4




1 комментарий:

  1. Наконец-то дождалась новостей! Пиши, Ирина, твой опыт очень нужен.

    ОтветитьУдалить